МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского района
МКОУ «Прудентовская СШ»
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
СОГЛАСОВАНО
Ответственный учитель по УВР
КуйшиноваТ. С
Кусаинова У. Б
Протокол №
Протокол №
от "
"
2022г.
от " "
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
КуйшиноваТ. С
Приказ №
2022 г.
от " "
2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 767380)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Свириденко Ольга Мухтаровна
Учитель начальных классов
Прудентов 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению
и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная
речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное
творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,фольклорная
сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой;
образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;
стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы
(произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к
прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности,
выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной
стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка
произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование
средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы,
потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок.
Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари,
созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и
поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов
России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды
сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение
(композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как
отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А.
Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры.
Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин
природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном
историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения,
выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами
обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык
былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции
картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С.
Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм.
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём
повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор
сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и
чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А.
Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль
басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения
как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей
(не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова,
Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г.
Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в
произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное
значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.
Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств
создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном
искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с
реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия,
кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа:
основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора
произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения:
произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С.
Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).
Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными:
верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов):
произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова,
В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция,
объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети
на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и
место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон
создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двухтрёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического
произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение.
Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В.
Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору):
литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С.
Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных
писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В.
Заходер.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность
чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности.
Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее
представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявлениеинтереса
к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной
связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся
представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении
и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценкипроизведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальныеучебные
действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение
нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры произведений фольклора разных народов России;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и
главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев,
составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками,
мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки
по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
— отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к
героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет),
описание пейзажа и интерьера;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой
ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
— пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование,
описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного
текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений),
корректировать собственный письменный текст;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного
произведения;
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.1.
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
О Родине
и её
истории
4
1.2. Фольклор
(устное
народное
творчество)
всего контро
льные
работ
ы
16
1.3. Творчесво А.С. 9
Пушкина
Дата
Виды деятельности
изучения
практ
ически
е
работ
ы
Виды,
формы
контроля
Электрон
ные
(цифров
ые)
образова
тельные
ресурсы
РЭШ
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом
Устный
разделе, установление мотива изучения; Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений,
опрос;
понимание их фактического содержания и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание
Письменны
нравственно-этических понятий: любовь к родной стране и земле — на примере произведений о Родине.
й контроль
Например, К. Д. Ушинский «Наше отечество», Ф. Н. Глинка «Москва», М. М. Пришвин «Моя Родина», К. М.
Симонов «Родина» (произведение одного-двух авторов по выбору); Учебный диалог: обсуждение вопроса
«С чего начинается Родина?», объяснение своей позиции, сравнение произведений, относящихся к одной
теме, но разным жанрам ;Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение
главной мысли, осознание идеи текста, нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора;
Упражнение в выразительном чтении, соблюдение интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма, логических
ударений) в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения;
Наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукций картин, соотнесение их сюжета с
соответствующими фрагментами текста: озаглавливание; Обсуждение вопросов, например, «Какие слова из
произведения подходят для описания картины?», «Какие слова могли бы стать названием картины?»;
Составление рассказа-описания по иллюстрации или картине: пейзажи А. А. Рылова, И. И. Левитана, И. И.
Шишкина, В. Д. Поленова (по выбору) ; Чтение наизусть стихотворения о Родине: С. А. Васильев «Россия»
(в сокращении), Т. В. Бокова «Родина», Н. М. Рубцов «Привет, Россия!» (отрывок), З. Н. Александрова
«Родина» (по выбору)
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебнй
РЭШ
Устный
задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; чтение вслух и про себя (молча) опрос;
рассказов К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот- ворюга», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», А. Письменны
И. Куприна «Барбос и Жулька», «Слон», М. М. Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», й контроль
стихотворений А. Л. Барто, Саши Чёрного и других писателей и поэтов; Обсуждение темы и главной мысли
произведений (по выбору), определение признаков жанра (стихотворение, рассказ); Работа с текстом произведения:
составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства
изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление
взаимосвязи между поступками, чувствами героев; Упражнение в составлении вопросов к произведению ; Анализ
сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета,
восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление
вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей ; Работа с композицией произведения:
определение завязки, кульминации, развязки; Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица
рассказчика ; Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои);
Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям;
Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев-животных; Составление выставки книг
(тема дружбы человека и животного), рассказ о любимой книге на эту тему;
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели
чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание стихотворных
произведений А. С. Пушкина, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы,
ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему?» На примере отрывков из романа «Евгений
Онегин»: «В тот год осенняя погода…»,«Опрятней модного паркета…» ; Работа с текстом произведения: упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого
слова в словаре; Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением
РЭШ
Устный
опрос;
Письменны
й контроль
4
1.4. Творчество
И.А.Крылова
8
1.5. Картины
природы в
произведени
ях поэтов и
писателей ХIХ
века
1.6. Творчест
во
Л.Н.Толс
того
10
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм; Слушание и чтение произведения А. С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди», удержание в памяти последовательности событий сказки, обсуждение сюжета; Работа с текстом
произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения сюжета,
характеристика героев (положительные или отрицательные, портрет), описание чудес в сказке ; Творческое задание:
составление словесных портретов главных героев с использованием текста сказки. Работа в группах: заполнение таблицы
на основе сравнения сказок, сходных по сюжету (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и русская народная сказка «Царевич НехитёрНемудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения; Рассматривание репродукций картин И. Я. Билибина к сказке А. С.
Пушкина, поиск эпизода сказки, который иллюстрирует картина ; Дифференцированная работа: составление устного или
письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение А. С. Пушкина»;
Составление выставки на тему «Книги А. С. Пушкина», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном
произведении по заданному образцу;
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели Устный
РЭШ
чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?» Слушание басен И. А. Крылова (не опрос;
менее двух, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица».«Слон и Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и
Письменны
Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?».
й контроль
Обсуждение сюжета басни, осознание нравственно-этических понятий: лесть, похвала, глупость; Работаем с текстом
произведения: характеристика героя (положительный или отрицательный), поиск в тексте морали (поучения) и
крылатых выражений; Работа в парах: сравнение прочитанных басен: тема, герои, мораль; Игра «Вспомни и назови»:
поиск басен по названным героям; Дифференцированная работа: знакомство с историей возникновения басен, чтение
басен Эзопа (например, «Лисица и виноград», «Ворон и лисица»), работа с таблицей;Работа в группе: разыгрывание
небольших диалогов с выражением настроения героев, инсценирование басен;
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели Устный
РЭШ
чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание лирических
опрос;
произведений, обсуждение эмоционального состояние при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос
Письменны
«Какое чувство создаёт произведение? Почему?» На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Листья»,«Весенняя гроза», й контроль
«Есть в осени первоначальной…»,«В небе тают облака», А. А. Фета «Осень», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт,
глаза прищуря…», И. С. Никитина «Встреча зимы», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»,«Славная осень!
Здоровый, ядрёный…», «Однажды в студёную зимнюю пору…», А. Н. Майкова «Осень», «Весна», И. С. Никитина
«Утро», И. З. Сурикова «Детство» (не менее пяти авторов по выбору) ;Учебный диалог: обсуждение отличия лирического
произведения от прозаического;Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов,
выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск
олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф ;Работа в парах: сравнение лирических произведений
по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам, анализ поэтических выражений и обоснование
выбора автора;Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например,
картины К. Ф. Юона«Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в дубовом лесу»; Выразительное
чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения; Дифференцированная работа:
восстановление «деформированного» поэтического текста ;Работа в группах: сопоставление репродукций картин,
лирических и музыкальных произведений по средствам выразительности. Например, картина И. И. Шишкина «На севере
диком» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»;Творческое задание: воссоздание в
воображении описанных в стихотворении картин ; Составление выставки книг на тему «Картины природы в
произведениях поэтов ХIХ века»;
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели Устный
РЭШ
чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание и чтение произведений опрос;
Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря?»,
Письменны
быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка«Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх произведений по
й контроль
выбору) ;Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (литературная сказка, рассказ,
басня), характеристика героев с использованием текста ;Анализ сюжета рассказа: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных
эпизодов, смысловых частей ;Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки;
1.7. Литерату
рная
сказка
9
1.8. Картины
природы в
произведени
ях поэтов и
писателей
XX века
10
1.
9.
Произведен 16
ия о
взаимоотно
шениях
человека и
животных
1
Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи (повествование, описание,рассуждение) с учётом
специфики художественного, научно-познавательного и учебного текстов ; Работа в парах: сравнение рассказов
(художественный и научно-познавательный), тема, главная мысль, события, герои ;Работа со схемой: «чтение»
информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о произведениях Л. Н. Толстого,
выполнение задания «Вспомните и назовите произведения»; Дифференцированная работа: составление устного или
письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого»,
Составление выставки на тему «Книги Л. Н. Толстого»;
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели
чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?» Слушание и чтение литературных
сказок (не менее двух). Например, произведения Д. Н. Мамина- Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши,
косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая
шейка», «Умнее всех», И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», В. М.
Гаршина «Лягушка-путешественница»;Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания
героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка
поступков героев. Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках ; Анализ
сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета,
восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление
цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Составление вопросного плана текста с
выделением эпизодов, смысловых частей ; Пересказ (устно) содержания произведения выборочно;Работа в парах:
чтение диалогов по ролям. Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание
аннотации к самостоятельно прочитанному произведению;
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и
целичтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?» ; Слушание художественных
произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы (пейзажа), ответ на
вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». На примере произведений И. А. Бунина«Первый снег»,
«Полевые цветы», А. П. Чехова «Степь» (отрывок), А. А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д. Бальмонта «Снежинка»,
«Золотое слово», С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!», «Берёза», Саши Чёрного
«Летом», С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору) ; Учебный диалог: о
суждение отличия лирического произведения от эпического ;Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении
сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за
рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре,
поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф ;Работа в парах: сравнение лирических
произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам,анализ поэтических выражений и
обоснование выбора автора ;Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк.
Например, картины В. Д. Поленова «Первый снег», А. К. Саврасова «Зима», «Сосновый бор на берегу реки», И. Э.
Грабаря «Зимнее утро»,«Февральская лазурь», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и др.;Работа в парах:
составление устного рассказа по иллюстрации (репродукции картины) ; Выразительное чтение вслух и наизусть с
сохранением интонационного рисунка произведения ; Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в
стихотворении картин ; Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 8
предложений) на тему «Моё любимое произведение о природе» ;Составление выставки книг на тему «Природа в
произведениях поэтов»;
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на
вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»;Чтение вслух и про себя (молча) рассказов К. Г. Паустовского
«Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот- ворюга», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», «Слон», М.
М. Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», стихотворений А. Л. Барто, Саши Чёрного и других
писателей и поэтов; Обсуждение темы и главной мысли произведений (по выбору), определение признаков жанра (стихотворение,
рассказ);
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в
тексте средства изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление
взаимосвязи между поступками, чувствами героев; Упражнение в составлении вопросов к произведению ; Анализ сюжета рассказа:
определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной
последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных
эпизодов, смысловых частей ;Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки; Пересказ содержания
произведения от лица героя с изменением лица рассказчика ; Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои) ;
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских
РЭШ
Устный
опрос;
Письменны
й контроль
РЭШ
Устный
опрос;
Письменны
й контроль
Устный
опрос;
Письмен
ный
контроль
РЭШ
умений ;Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям;Дифференцированная работа: составление рассказа от имени
одного из героев-животных; Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного), рассказ о любимой книге на эту тему;
1.
10.
Произведе
ииях о
детях
18
1. Юмористичес
11. кие
произведения
6
1. Зарубеж
12. ная
литерат
ура
10 1
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной
Устный
РЭШ
задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», обсуждение событий из истории опрос;
страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны;Чтение вслух и про себя (молча)
Письменный
произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее двух- трёх авторов):А. П. Чехов «Ванька», В. Г.
контроль;
Короленко «Слепой музыкант», М. Горький «Пепе», Л. Пантелеев «Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль
«Алексей Андреевич», А. П. Гайдар «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов «Огурцы», Е. А. Пермяк
«Дедушкин характер», В. Ф. Панова «Серёжа», С. В. Михалков «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов «Оружие», И.
Никулина
«Бабушкин кактус» и др.;Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне
ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий «ответственность»,
«совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие качества мы ценим в людях?» (с примерами из
текста произведений); Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с
приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение
героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение
авторского отношения к героям; Анализ заголовка; Упражнение в составлении вопросов к произведению; Анализ
сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета,
восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление
вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей, определение завязки, кульминации,
развязки (композиция произведения) ;Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совместной деятельности;
Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при
чтении вслух ; Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица ; Дифференцированная работа:
составление рассказа от имени одного из героев ;Работа в группе: выбор книги по теме «Дети на войне», представление
самостоятельно прочитанного произведения и выбранной книги с использованием аппарата издания (обложка,
оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, сноски, примечания);
Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения Слушание
Устный
РЭШ
чтения художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического
опрос;
произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере произведений Н. Н.
Письменный
Носова «Федина задача», «Телефон», М. М. Зощенко «Великие путешественники», «Пора вставать!» и др. (не менее двухконтроль;
произведений);
Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и «фантазировать»; Работа с
текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста
нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств ; Работа в парах: чтение диалогов по ролям,
выбор интонации, отражающей комичность ситуации ; Дифференцированная работа: придумывание продолжения
прослушанного/прочитанного рассказа; Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности
и сформированности специальных читательских умений;Составление выставки на тему «Книги Н. Н. Носова»,
написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу ;Поиск дополнительной
справочной информации о творчестве Н. Н. Носова: представление своего сообщения в классе;
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели Устный
РЭШ
чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?» Чтение литературных сказок
опрос;
зарубежных писателей (произведения двух-трёх авторов по выбору). Например, произведения Ш. Перро «Подарки
Письменный
феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари контроль;
«Волшебный барабан». Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение
взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев;
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках ;Анализ сюжета сказки:
определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление
нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста
с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей; Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов,
смысловых частей; Пересказ (устно) содержания произведения выборочно; Работа в парах: чтение диалогов по ролям;
Слушание произведений зарубежных писателей о животных. Например, рассказы Дж. Лондона «Бурый волк»,Э. СетонТомпсона «Чинк» ;Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение
1. Библиографиче 4
13. ская культура
(работа с
детской книгой
и справочной
литературой)
Резервное время
10 1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
136 14
взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев,
определение завязки, кульминации, развязки (композиция произведения) ; Поиск дополнительной справочной
информации о писателях-переводчиках: С. Я. Маршаке, К. И. Чуковском, Б. В. Заходере, представление своего
сообщения в классе, составление выставки книг зарубежных сказок, книг о животных ;Выбор книги для
самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному
произведению;
Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора
необходимой книги, выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, работа с
каталогом;Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для развития личности, роли книги в жизни
человека; Работа в парах: сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Например, используя
отрывок из произведения Н.П. Кончаловской «Наша древняя столица» и информационный текст из справочника или
энциклопедии о первом книгопечатнике Иване Фёдорове. Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна
книга?» и написание небольшого текста- рассуждения на тему «Почему так важно читать?», корректирование
(редактирование) собственного текста с использованием словаря ;Выбор книги с учётом учебных задач:
ориентировка в аппарате учебника/книги (обложка, оглавление (содержание), аннотация, предисловие,
иллюстрации) ;Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических произведений с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух. Например, произведения С. Я. Маршака «Книжка про
книжку», Н. А. Найдёновой «Мой друг», Б. В. Заходера «Что такое стихи» (по выбору) ; Составление аннотации
(письменно) на любимое произведение;
Экскурсия в музей (при наличии условий) рукописной книги; Коллективная работа: подготовка творческого проекта на
темы «Русские писатели и их произведения», «Сказки народные и литературные», «Картины природы в творчестве
поэтов», «Моя любимая книга» ; Рекомендации по летнему чтению, оформлению дневника летнего чтения;
Устный
РЭШ
опрос;
Письменный
контроль;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Вводный урок по курсу литературного чтения.
Знакомство с учебником.
Любовь к Родине и её история — важные темы
произведений литературы. К. Д. Ушинский «Наше
отечество», Ф. Н. Глинка «Москва»
Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и
настоящему своей страны и родного края — главные
идеи, нравственные ценности, выраженные в
произведениях о Родине. М. М. Пришвин «Моя Родина»
Образ Родины в стихотворных и прозаических
произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. С.
Есенин, Н. А. Некрасов.
«Устное народное творчество». Знакомство с названием
раздела. Русские народные песни
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и
хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка». Продолжение
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Знакомство со сказкой.
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Составление плана сказки.
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Продолжение
Русская народная сказка
«Сивка-бурка». Знакомство сосказкой.
Русская народная сказка
«Сивка-бурка». Деление текста на части.
Художники-иллюстраторы. В. Васнецов и И.
Билибин.
Обобщающий урок по разделу «Устное народное
творчество.
Наши проекты. «Сочиняемволшебную сказку».
Обобщающий урок по разделу «Устное народное
творчество». Оценка достижений
«Поэтическая тетрадь № 1». Знакомство с названием
19
раздела. Проект «Как научиться читать стихи» (на
основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)
20 Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
18
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём
расскажут осенние листья»
22 А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь
наджаркой нивой…».
23 И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
21
24
И. Никитин «Встреча зимы»
Количе
ство
часов
Дата
изучени
я
1
0
0
Фронтальный
опрос
1
0
0
Фронтальный
опрос
1
0
0
Фронтальный
опрос
1
0
0
Фронтальный
опрос
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
Проект
1
0
0
Фронтальный опрос
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
Виды, формы
контроля
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
Выразительное чтение
Краткий пересказ
Выразительное чтение
Состаление планасказки
Краткий пересказ
Выразительное чтение
Разделить текст на
части крат. пересказ
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Наизусть
Выразительное чтение
Наизусть
Выразит. чтение
Выразит. чтение
25
И. Суриков «Детство»
1
И Суриков «Зима». Сравнение как средство создания
картины природы в лирическом
стихотворении
27 Путешествие в Литературную страну. Обобщающий урок
поразделу «Поэтическая тетрадь №1».
«Великие русские писатели». Знакомство с названием
28
раздела А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что
интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».
29 А. С. Пушкин. Лирические стихотворния
26
0
0
Наизусть
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
30
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
1
0
0
31
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
1
0
0
32
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Слушание сказки
1
0
0
33
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Анализ сказки.
1
0
0
34
1
0
0
1
0
0
38
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Деление текста
начасти.
А. Пушкин «Сказка о цареСалтане…».
Продолжение
Рисунки И. Билибина к сказке.
Соотнесение рисунков с художественным
текстом
И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И. Крылове на
основе статьи учебника, книг о
Крылове
И. Крылов «Мартышка и Очки»
39
40
35
36
37
0
0
1
0
0
1
0
0
И. Крылов «Зеркало иОбезьяна»
1
0
0
И. Крылов «Ворона и Лисица»
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
Басни И. Крылова. Обобщающий урок по произведениям
1
И.Крылова.
42 М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова.
1
45
Детство Л. Толстого (из воспоминаний
писателя).
46
Л. Толстой «Акула». Знакомство с произведением.
Л.Толстой «Акула». Характеристика главных героев
рассказа.
48 Л. Толстой «Прыжок»
47
49
Л. Толстой «Лев и собачка»
1
0
0
50
Л. Толстой «Какая бывает роса
на траве», «Куда девается водаиз моря?».
1
0
0
1
0
0
1
1
0
Обобщающий урок по разделу
«Великие русские писатели».
52 Проверочная работа за 1 полугодие
51
Наизусть
Наизусть (отрывок)
Наизусть
Слушание сказки
Выразительное чтение
Деление текста
начасти
Отрывок наизусть
Фронтальный опрос
41
М Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком
стоит одиноко…»
44 М. Лермонтов «Утёс», «Осень»
Выразительное
чтение
Выразительное
чтение; отрывок
наизусть
Фронтальный опрос
1
43
Отрывок наизусть
Наизусть
Выразительное чтение
Наизусть
Фронтальный опрос
Развитие речи
Выразительное чтение
Развитие речи.
Пересказ.
Выразительное чтение
Пересказ
Пересказ отпервого
лица
Пересказ по плану
Составление текстарассуждения на
заданную тему
Фронтальный опрос.
Проверочная работа
«Поэтическая тетрадь № 2». Знакомство с названием
раздела. Н. Некрасов «Славная осень! ...», «Не ветер
бушует над бором…»
54 Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
53
55
К. Бальмонт «Золотое слово»
56
И. Бунин. Выразительное чтение
стихотворений
Обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь №2».
«Литературные сказки». Знакомство с названием
раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»
(присказка)
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго ЗайцаДлинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
Знакомство с произведением.
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго ЗайцаДлинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
Характеристика главного героя.
В. Гаршин «Лягушка- путешественница». Слушание
сказки
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика
героев.
В. Одоевский «Мороз Иванович»
57
58
59
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
В. Одоевский «Мороз Иванович». Характеристика героев
сказки.
65 Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки
1
0
0
1
0
0
«Были-небылицы». Знакомство сназванием раздела М.
Горький «Случай с Евсейкой»
67 М. Горький «Случай с Евсейкой»
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
61
62
63
64
66
72
К. Паустовский «Растрёпанныйворобей». Знакомство
с произведением.
К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
Характеристикагероев произведения.
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Средства
художественной выразительности в прозаическом
произведении.
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Анализ
произведения.
А. Куприн «Слон». Слушаниепроизведения.
73
А. Куприн «Слон». Составлениеплана произведения.
68
69
70
71
А. Куприн «Слон». Анализ
произведения.
75 Урок-путешествие по разделу
«Были-небылицы».
76 «Поэтическая тетрадь №3». Знакомство с названием
раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешьутёнка? ...»
77 С. Чёрный «Воробей», «Слон»
74
Чтение отрывка
наизусть.
Выразительное
чтение.
Чтение наизусть
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос.
Выразительное чтение
Выразительное чтение
1
60
Фронтальный опрос.
Чтение наизусть
Пересказ от первого
лица
Слушание сказки
Чтение по ролям.
Выразительное чтение
Пересказ
Самооценка,
взаимооценка.
Фронтальный опрос.
Выразительное чтение.
Пересказ с
продолжением.
Выразительное чтение
Выборочное чтение
Выборочное чтение
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
78
А. Блок «Ветхая избушка»
1
0
0
79
А. Блок «Сны», «Ворона»
1
0
0
Пересказ
Выразительное чтение
Составление плана
Пересказ по плану.
Самооценка,
взаимооценка.
Выразительное чтение.
Чтение наизусть.
Выразительное чтение
Выразительное чтение.
80
С. Есенин «Черёмуха»
81
85
Обобщающий урок по разделу
«Поэтическаятетрадь№3».
«Люби живое». Знакомствос названием раздела.
М. Пришвин «Моя Родина».
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Знакомство с
произведением.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Характеристика
главного героя.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Подготовка к
творческому пересказу.
86
87
82
83
84
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
В. Белов «Малька провинилась»
1
0
0
Пересказ на основе
составленного плана.
В. Белов «Ещё раз про Мальку»
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
101
Б. Житков «Про обезьянку».
Составление плана рассказа.
В. Астафьев «Капалуха».
Знакомство с произведением.
В. Астафьев «Капалуха».
Подготовка к пересказу текста.
В. Драгунский «Он живой и светится…»
Знакомство спроизведением.
В. Драгунский «Он живой и
светится…». Характеристика героев.
Обобщение по разделу по разделу
«Люби живое».
«Поэтическая тетрадь №4». Знакомство с
названием раздела. С. Маршак «Гроза днём», «В
лесу над росистой поляной…»
А. Барто «Разлука»
102
А.. Барто «В театре»
1
0
0
103
С. Михалков «Если», «Рисунок»
1
0
0
104
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
1
0
0
105
Наши проекты. Праздник поэзии.
1
0
0
1
0
0
98
99
100
Обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь 4».
«Собирай по ягодке – наберёшькузовок». Знакомство с
107
названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодкенаберёшь кузовок».
106
Выборочное чтение
0
В. Бианки «Мышонок Пик». Анализ произведения.
Продолжение.
91 В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана и
подготовкак пересказу по плану.
92 Б. Житков «Про обезьянку». Знакомство с
произведением.
93 Б. Житков «Про обезьянку». Характеристика героев.
97
Выразительное чтение
0
90
96
Фронтальный опрос.
1
В. Бианки «Мышонок Пик». Знакомство с
произведением.
89 В. Бианки «Мышонок Пик». Анализ произведения.
95
Фронтальный опрос.
Творческий пересказ:
дополнение
содержания
произведения.
88
94
Чтение наизусть
Пересказ от лица
первогогероя..
Выразительное чтение
Выборочное чтение
Выборочное чтение
Пересказ по плану.
Выразительное чтение
Выборочное чтение
Краткий пересказ.
Выразительное чтение.
Пересказ по плану.
Выразительное чтение.
Выборочное чтение.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
Выразительное чтение.
Выразительное чтение.
Чтение наизусть.
Выразительное чтение
Проект
Самооценка.
Фронтальный опрос
1
0
0
117
Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок».
Анализ произведения.
А. Платонов «Цветок на земле».
Знакомство с произведением.
А. Платонов «Цветок на земле».
Характеристика героев.
А. Платонов «Ещё мама».
Знакомство с произведением.
А. Платонов «Ещё мама».
Характеристика героев.
М. Зощенко «Золотые слова». Знакомство с
юмористическимпроизведением.
М. Зощенко «Золотые слова».
Характеристика главных героев.
М. Зощенко «Великиепутешственники».
Прогнозирование содержания произведения.
М. Зощенко «Великие путешественники». Подготовка к
краткому пересказу.
Н. Носов «Федина задача»
118
Н. Носов «Телефон»
1
0
0
119
В. Драгунский «Друг детства»
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
108
109
110
111
112
113
114
115
116
Обобщение по разделу
«Собирай по ягодке - наберёшькузовок».
«По страницам детских журналов». Знакомство с
121
названием раздела. Л. Кассиль
«Отметки Риммы Лебедевой»
122 Ю. Ермолаев «Проговорился»
120
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
Ю. Ермолаев «Воспитатели»
1
0
0
124
Г. Остер «Вредные советы»
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
1
0
Г. Остер «Как получаются
легенды»
126 С. Сеф «Весёлые стихи»
134
Обобщение по разделу «По страницам детских
журналов».
«Зарубежная литература». Знакомство с названием
раздела. Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».
Мифологические герои и их подвиги.
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»
Характеристика героев произведения.
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Знакомство со
сказкой.
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Главные персонажи и
иххарактеристика.
Обобщающий урок по разделу
«Зарубежная литература»
Проверочная работа за 2 полугодие
135
Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
1
0
0
136
Обобщающий урок. Литературная викторина.
1
0
0
127
128
129
130
131
132
133
Выразительное чтение
Выразительное чтение
Выразительное чтение
Чтение по ролям.
Выразительное чтение
Чтение по ролям
Выразительное чтение
Краткий пересказ
Выразительное чтение
Чтение по ролям.
Выразительное чтение
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
123
125
Фронтальный опрос.
Пересказ.
Фронтальный опрос.
Коллективное
творчество
Пересказ. Творческая
работа.
Фронтальный опрос.
Проверочная работа
Фронтальный опрос
Выразительное чтение
Пересказ
Выразительное чтение
Фронтальный опрос.
Выразительное чтение
Проверочная работа
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ